Марсиане против венерианцев

Добавлено 24.08.2007 | Юзабилити

Между разработчиками web-узлов в эти дни идет настоящая необъявленная война. Подобно войне, разразившейся между светлыми и темными неграми в произведении Спайка Ли (Spike Lee) "School Daze", суть конфликта понимают только сами его участники. Война идет не между коммерческими и экспериментаторскими сайтами. Не между "тупоконечниками" и "остроконечниками". Идет война между специалистами по удобству интерфейсов (usability experts) и дизайнерами-графиками (graphics designers).

В углу спецов по интерфейсу все одеты в синие трусы с сиреневой окантовкой, весовая каждого представителя категория не превышает 25К… Там скандируют "Я-коб Ниль-сен!" - имя элитного специалиста по юзабилити, в активе которого 16 патентов в этой области и множество статей на тему "10 советов" о том, как надо делать, как не надо, как следует делать, и как не следует.

В углу дизайнеров-графиков популярны трусы серой палитры, каждый тянет по 500К на сайты (это сумма в долларах, а не количество байт).. Киокен.. окен.. окен.. окен - доносится оттуда. Это та самая студия, которая отмахивается от клиентов налево и направо, сросшийся навечно с Flash.

Нильсен считает, что современный Web - это улучшенный, но плохо используемый интерфейс к базам данных. Киокен считает, что Web - это еще неразвившаяся, но уже плохо используемая платформа для мультимедиа. И каждая из сторон просто УБЕДЖЕНА, что их точка зрения в конце концов восторжествует. вы только их послушайте:

: "Сайт boo.com закрылся. Так и должно было случиться. Boo - один из тех нескольких заметных проектов, появившихся за последние несколько месяцев, где посмели нарушить мои принципы дизайна и сделали упор больше на мишуру, чем на юзабилити… Это доказывает, что чрезмерно навороченный дизайн не срабатывает."

Джин На (один из основателей ): "Нам пришлось отказать Sony на прошлой неделе. Они нас не хотели слушать, ну и путь себе идут. А еще мы еле отделались от , но они в конце концов сдались и пришли обратно. Sony тоже вернулась. Клиент не понимает одного - чем меньше они с нами спорят, тем лучше. Мы и сами знаем, что для них подходит лучше всего."

Ну что ж, начнем, пожалуй, схватку знаменитостей. Господа, бой должен быть честным. Подойдите друг к другу, и пусть победит сильнейший.

В чем же шутка?

Держу пари, что после 15 раундов, после расширения каналов, утверждения стандартов, после выхода с таким нетерпением ожидаемого Netscape 6, обе противные стороны не прекратят схватку. Web слишком велик, чтобы в нем возобладала лишь одна точка зрения. Некоторым сайтам все равно нужен будет мишурный блеск вокруг своего имени, который не укладывается в "принципы" Нильсена. А некоторым сайтам наоборот нужен будет упрощенная до тупости навигация и высокая скорость загрузки, о которой Киокен даже и не думает.

К сожалению, или к счастью, разделение между двумя лагерями существовали еще за долго до появления "новой медиа-технологии", и будет существовать и после того, как Web станет такой же обыденностью, как и канализация в доме. "Новая медиа-технология" отражает это разногласие в новом ракурсе потому, что … она еще "новая". До сих пор продолжается работа над толкованием понятий, используемых в Web. Следовательно, мы все еще пытаемся разгадать эту головоломку "юзабилити/дизайн", по большому счету не понимая, откуда она вообще появилась. Теперь, на основании вышесказанного, позвольте мне в длинном ряде слов схематически изобразить данную ситуацию:

Юзабилити/Архитектура информации = мужское начало = левое полушарие мозга = делать = математика/наука = рациональное = логическое действие = выраженное словами = Марс

Графический дизайн = женское = правое полушарие мозга = быть = искусство = эмоциональное = интуитивное действие = невыразимое словами = Венера

Не удивительно, что сенсей Нильсен делает свои деньги на том, что много пишет и говорит ("выраженное словами"), в то время как студия Киокен - на дизайне (невыразимом словами). Вспомните слова сенсея На - "чем меньше клиент СПОРИТ с нами, тем лучше".

Теперь вам понятно, почему каждая из сторон быстро начинает действовать второй на нервы? Специалисты по юзабилити считают, что дизайнеры-графики слишком сильно полагаются на чувства. "К чему все эти их новаторские эксперименты с внешним видом сайта? Почему они не могут сделать все проще, без наворотов?" Дизайнеры-графики со своей стороны считают спецов по юзабилити слишком тупыми, слишком прямолинейными. "Что значит, внешний вид - лишь просто глазурь на торте. Без графического дизайна, сайт - это просто голая схема."

Вуду-юзабилити

В прессе и в форумах дизайнеры-графики терпят поражение. И не удивительно. Они же не могут выразить свои мысли словами, помните? Вот и появляются , где губят на корню дизайнеров-новаторов, даже не разобравшись для чего ими были созданы те или иные сайты; более того пишутся "слепыми" обозревателями, для которых эталон эстетики - это стриптиз с танцами на столе.

Но подождите! Ведь у спецов по юзабилити есть статистика! У них все задокументировано! Пользователи - на их стороне! Но, если подумать, какие вопросы задаются в исследованиях по юзабилити? "Смогли ли вы это найти?" "Удалось ли вам выполнить задачу?" "Объясните нам В СЛОВАХ, что вам удалось СДЕЛАТЬ?" Эти вопросы уже сами по себе предполагают "марсианские" критерии оценки действий пользователя. Если оцениваемый сайт относится к категории "марсианских" (логический, рациональный, заточеный под левое полушарие), тогда по шкале Нильсена он получит самую высокую оценку. Попроси Нильсен у своих подопытных "написать краткий рассказ о тех, чувствах, которые вызвал данный сайт", статистика была бы совершенной другой. Но естественно, оценка по таким критериям была бы основана на эмоциях и ощущениях и потому - ненаучной. Если выразить проблему словами самого Нильсена, оценка по Нильсену всего лишь еще одна форма "вуду"-юзабилити. Она обнаруживает то, что хочет найти и игнорирует то, что не способна измерить.

Но что, если у компании Levis нет огромной базы данных продукции, которую она собирается продавать через Интернет? Что, если Levis просто желает дать людям почувствовать строгость и некоторую ? Что, если для Levis успешным сайтом является тот сайт, который передает чувство, отношение, мировоззрение? Другими словами, что если Levis заинтересована в рекламе своей торговой марки (брендинге - branding)? Большинство тестов на юзабилити неспособны оценить успешность сайта в "количестве вызванных эмоций", поскольку для большинства пользователей (и большинства людей) выразить чувства словами невозможно, в особенности отвечая на вопросы с несколькими вариантами ответа. Но ведь, если положительные впечатления от работы с сайтом нельзя отобразить в графике, это не значит, что их не было.