Flash неприемлемая истина

Добавлено 16.09.2007 | Flash

Лицо Нильсена и ссылка на информацию о нем Вкратце: Несмотря на то, что мультимедиа прокладывает себе дорогу в Web, современная технология Flash ухудшает удобство пользования Web по трем причинам: она способствует появлению плохого дизайна, вступает в противоречия с фундаментальными принципами взаимодействия пользователя с Web и поглощает ресурсы, которые могли бы быть использованы на улучшение содержания самого сайта.

Почти в 99% случаев присутствие Flash затрудняет работу с Web-узлом. Хотя и встречаются редкие примеры хорошего Flash-дизайна (который даже улучшает узел), обычно Flash наоборот делает сайт неудобным для работы. В большинстве случаев, сайт бы только выигрывал, если бы на нем отсутствовали мультимедийные объекты.

Flash ухудшает Web-узлы тремя путями: способствует появлению плохого дизайна, вступает в противоречия с фундаментальными принципами взаимодействия пользователя с Web, и поглощает ресурсы, которые могли бы быть использованы на улучшение содержания самого сайта.

Плохой дизайн

Страницы-заставки - были бичом Web-сайтов на ранних этапах развития Web. К счастью, большинство профессиональных Web-узлов отказалось от этого барьера. Однако теперь мы становимся свидетелями засилья Flash-заставок, которые страдают теми же грехами: они отдаляют пользователя от информации, за которой он пришел на сайт. С другой стороны, у большинства Flash-заставок теперь присутствует кнопка "пропустить заставку". Однако, само присутствие заставки ухудшает дизайн в следующих отношениях.

  • Во-первых, Flash прямо-таки навязывает использование анимации: так как у нас есть возможность анимировать объекты, то почему бы не воспользоваться этой возможностью? У анимации, конечно, есть свое место в коммуникации. Однако, как было , это место весьма ограничено.
  • Во-вторых, одним из самых главных преимуществ Web-узла является то, что он позволяет пользователю самому выбирать направление своего движения. Посетители сайта двигаются так, как им хочется, тогда, когда им этого хочется. Именно поэтому с Web так удобно работать, несмотря на наличие других недостатков. К сожалению, многие Flash-дизайнеры ограничивают эту свободу пользователей и превращают сайты в презентации, напоминающие скорее телевизионную рекламу, чем интерактивную программу. Web-узлы, которые предлагают посетителям сидеть и просто наслаждаться последовательностью сменяющихся картинок, просто скучны и утомительны, несмотря на то, как круто они выглядят.
  • Третье, многие Flash-дизайнеры вводят в свои ролики нестандартные элементы управления. Сколько вариантов линейки прокрутки нам нужно? Вообще-то, нам нужна новая линейка прокрутки для просмотра электронных текстов. Та линейка, что мы сейчас имеем, создавалась для офисных программ, в которых текст не просматривается, а пишется. Тем не менее, создание нового элемента прокрутки текста - это большая сложная многофакторная задача. Те линейки, что мы сейчас видим в Macintosh-е и Windows, были созданы на основе нескольких лет работы лучших дизайнеров и после рассмотрения множества других вариантов и проведения множества тестов. Новая линейка прокрутки, созданная за несколько недель, наверняка будет выглядеть хуже. И даже в том случае, если дизайн оказывается удачным, он не прибавит удобства сайту, так как его посетителям еще надо привыкнуть к тому, как работает новый элемент. Но они точно знают, как работать со стандартным элементом. Когда вы используете стандартные элементы, посетители могут сосредоточиться на содержании сайта, и том, для чего они на него зашли. Шаг в сторону, и вы запутаете его.

Ни одна из перечисленных проблем не вызваны самим Flash-ем. С его помощью можно создавать и удобные мультимедийные объекты, которые соответствуют правилам и просты в использовании. Проблема в том, что Flash просто подталкивает дизайнеров на нарушение этих законов и правил.

Нарушение основ Web

Второй набор причин, связан с самим использованием plug-in модуля вместо стандартных Web-технологий. В будущем мультимедийные функции наверное более тесно будут интегрированы в броузеры и эта проблема будет решена. А сейчас, тот факт, что Flash - не стандартный HTML, порождает массу нерешенных проблем:

  • Кнопка Back/Назад не работает. Если вы перемещаетесь внутри Flash-ролика, стандартные методы "отката" уводят вас со страницы, где находится объект, а не на предыдущее состояние, как ожидается.
  • Цвета ссылок неприменимы. В связи с этим вы не можете быстро определить, где вы уже побывали, а где вам еще предстоит побывать. Этот недостаток приводит к запутанности навигации.
  • Кнопка "Увеличить/уменьшить текст" не работает. Посетителям приходится читать текст такого размера, каким его задал дизайнер. И этот шрифт всегда оказывается меньше, чем хотелось бы, так как дизайнеры всегда обладают прекрасным зрением.
  • Flash затрудняет доступ к документу людям с физическими недостатками.
  • Функция "Поиск на странице" не работает. Вообще с поиском у Flash большие проблемы.
  • Усложняется интернационализация и локализация сайта. К каждому сайт нужно прикрепить Flash-дизайнера, который будет переводить его содержание. Также, движущийся текст труднее читать тем, у кого проблемы с чтением.

Отнимает средства у самого сайта

Пожалуй самая большая проблема Flash заключается в том, что он отвлекает на себя значительные ресурсы, которые лучше было бы потратить на улучшение самого сайта:

  • На более частое обновление содержания (Flash-ролики создаются раз и навсегда).
  • На создание содержания, которое отвечает запросам посетителей всех уровней (Flash-ролики создаются один на всех).
  • На лучшую поддержку клиентов основанную на анализе их реальных проблем (Flash-ролики создаются обычно сторонними агентствами, которые не вдаются в тонкости конкретного бизнеса).
  • Если бы Flash-презентации были бы дешевы в исполнении и их также легко было создавать, как стандартные Web-страницы, тогда многие бы из этих проблемы исчезли бы. Сейчас же, они представляют серьезные препятствия. Поэтому я рекомендую Web-дизайнерам, заинтересованным в повышении удобства работы с сайтами воздерживаться от Flash и использовать его как можно реже.

Якоб Нильсен